Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц     Закрыть

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Представительство Россотрудничества в КР

Университет Шанхайской организации сотрудничества

Сетевой университет СНГ

Материалы

Кафедра психологии


 

Агеева Ирина Александровна

Заведующая кафедрой,
кандидат медицинских наук, доцент

 

Агеева Ирина Александровна

   
Адрес:

720000, Кыргызская Республика,

г. Бишкек, ул. Чуй, 44, корпус 8, каб. 420, 427

Телефон: (996 312) 68-02-03
Сайт: www.psiholog.krsu.edu.kg
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
   

 

 

   В 1993 году в КРСУ была открыта кафедра гуманитарных наук, осуществляющая подготовку бакалавров по направлению  «Психология». В 1996 году в составе гуманитарного факультета приказом № 56-П от 26.05.1995 г. образована кафедра Психологии.

   Подготовка специалистов с 1993 по 1998 год шла по системе двухступенчатого образования: «бакалавр психологии» и «преподаватель психологии». В 1997 году прошла защита первых бакалаврских выпускных работ. Все студенты продолжили свое образование по схеме «4+1» - «бакалавр + специализация» для получения диплома специалиста «Психолог. Преподаватель психологии».

   Целью создания кафедры психологии является подготовка высококвалифицированных психологов - специалистов в сфере решения комплексных задач образования, здравоохранения, культуры, управления, социальной помощи населению, а так же в общественных, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.  

 

 
  При кафедре психологии работает клуб психологов.

Образовательная деятельность

C 2011 г. кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлению 37.03.01; 530300 Психология, профили:

  • «Социальная психология»
  • «Психология развития и возрастная психология»
  • «Психология труда и организационная психология».

Срок обучения: 4 года (очная форма обучения) и 5 лет (очно-заочная (вечерняя) форма обучения).

 

В 2014 г. на кафедре психологии открыты годичные курсы повышения квалификации по двум направлениям:

  • «Психологическое консультирование»
  • «Психолого-социальные технологии управления персоналом». 

Срок обучения: 8 месяцев (вечерняя форма обучения). 

Также были открыты курсы повышения квалификации для преподавателей КРСУ и других вузов.

 

 В связи с потребностью КР в специалистах по психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях в 2014 году кафедра психологии начала подготовку по специальности 37.03.01; 530001 - Клиническая психология, по профилю:

  • «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях». 

Срок обучения: 5,5 лет (очная форма обучения).

 

Таким образом кафедра психологии расширила сферу подготовки психологов-практиков. Выпускники кафедры психологии смогут работать в медицинских и образовательных учреждениях: вузах, школах, детских садах, тренинг-центрах; в подразделениях МЧС; в пенитенциарной системе; в сфере социальной работы; менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью; а также проводить психологическое консультирование и др.

 
Кафедра психологии осуществляет преподавание психологических дисциплин для студентов:
  • факультета международных отношений;
  • экономического факультета;
  • естественно - технического факультета;
  • факультета архитектуры, дизайна и строительства;
  • гуманитарного факультета.
 
Преподавателями кафедры разработаны и читаются такие оригинальные курсы, как «Политическая психология», «Психология понимания», «Социально-психологические основы предпринимательства и маркетинга», «Стратегический менеджмент и усиление рыночной позиции компании», «Системный подход в организационном консультировании», «Психология рекламы и PR», «Основы глубинной психологии», «Психология гендерных отношений», «Психология публичного выступления», «Психология и профилактика девиантного поведения», «Психология больших социальных групп», «Этнопсихология» и другие.
 
В учебном процессе активно применяются различные инновационные методы обучения: просмотр видеолекций, учебных и художественных фильмов с последующим анализом и обсуждением, на лекциях и  семинарских занятиях используются презентации в Power Point, проводятся тренинговые занятия, семинары-дискуссии, деловые и ролевые игры, демонстрационные сессии.

Профессорско - преподавательский состав

В состав кафедры входит 15 штатных преподавателей, из них:

доктор психологических наук, профессор - 1, доцентов, кандидатов наук - 8, старших преподавателей - 6.

 

 

 

Лаборатории и кабинеты кафедры

Перечень материально-технического обеспечения кафедры психологии включает в себя: лекционные аудитории, помещения для проведения семинарских и практических занятий, оборудованных учебной мебелью (аудитории: 418, 426, 430, 433; кабинет зав.кафедрой 427 и кабинет для преподавателей кафедры 420). Все учебные аудитории кафедры психологии оснащены мультимедийными проекторами и экранами, которые  используются для презентаций и показа учебных фильмов.

   Для работы на занятиях на кафедре имеются 7 ноутбуков и 4 стационарных компьютеров. Имеется выход в интернет  (через  WI-FI).

    Также на кафедре психологии имеется библиотека для студентов и преподавателей кафедры, располагающаяся в кабинетах 426 (методкабинет и учебная аудитория) и 427.

   Книжный фонд кафедры состоит из: учебников по специальности – 1900 экземпляров, учебно-методических пособий – 432 экземпляра, журналов – 130 экземпляров. База электронной литературы включает 1242 наименования. Кафедра располагает учебными фильмами – 129 наименований.

   Для оптимизации учебного процесса студенты и преподаватели используют электронную почту и общение в диалоговой форме посредством интернета для обмена информацией: студентам рассылаются по электронной почте  программы и методические пособия, электронные версии учебной литературы, рекомендованной к прочтению по дисциплинам изучаемых курсов, а также рекомендации по оформлению курсовых и квалификационных работ.

   В последние годы активно внедряются информационные технологии и в руководство курсовыми и дипломными проектами. Научные руководители имеют возможность эффективно общаться со студентами через интернет. Для контроля качества выполнения как курсовых работ и проектов, так и выпускных квалификационных работ преподаватели используют программу «Антиплагиат».

   Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин представлено на сайте кафедры психологии.

 

 

Научные исследования кафедры и участие сотрудников кафедры в проектах

Преподаватели и студенты кафедры принимают участие в выполнении заданий по следующим проектам с грантовой поддержкой:

 

  •  «Повышение доступа к качественному основному образованию для детей с особыми потребностями» (к.пед.н., доцент  Чжен И.Н).
  •  «Изучение эмоциональных и поведенческих особенностей на основе исследования членов близнецовых моно- и дизиготных пар юношеского возраста» (к.психол.н., доцент Сабирова Е.З., ст. преподаватель Давыдова  Ю.А. и др).
  •  «Кросс-культурное исследование переработки числовой информации детьми в России и Великобритании (на примере азиатских детей)»  ИП РАН, г. Москвы совместно с исследователями Голд Смитс Колледжа, г. Лондона (к.психол.н., доцент Сабирова Е.З., ст. преподаватель Давыдова  Ю.А. и др.).
  •  «Изучение когнитивных особенностей» совместно с ПИ РАО, г. Москвы (ст. преподаватель Лысенкова И.А.).
  •   «Саморегуляция у подростков и студентов, кросс-культурный анализ» (ст. преподаватель Птуха М.В.)

Научно-исследовательская работа студентов.

    Студенты-психологи не только учатся, но и занимаются научно-исследовательской работой с последующим участием в различных конференциях. Принимают участие в подготовке научных статей, сборе данных для монографий, учебных пособий, издаваемых преподавателями кафедры.

 

   Организация НИРС на кафедре психологии ведется в русле общей тематики кафедры и с учетом принципа преемственности в построении научной работы "преподаватель-аспирант-студент".

 

НИРС строится по 3 основным направлениям:

 

  1.  Участие в грантах.

2.  Участие в конференциях, практиках.

3. Написание курсовых, дипломных работ.

 

Ежегодно студенты кафедры принимают участие в нескольких практиках и конференциях, проводимых в рамках учебного процесса на кафедре:

  • в научно-практической конференции, посвященной результатам научно-исследовательской практики по социальной психологии (студенты 2 курса);
  • в научно-практической конференции, посвященной результатам научно-исследовательской практики по возрастной психологии (студенты 3 курса);
  • в научно-практической конференции, приуроченной к окончанию научно-исследовательской практики по психодиагностике (студенты 3 курса).

 

В процессе обучения используются различные виды самостоятельных работ:

  • курсовые проекты, защита которых проходит в конце учебного года;
  • написание контрольных работ;
  • портфолио - папка достижений студента, в которую собирается изученный и накопленный по предмету материал;
  • кластер - графический организатор, который позволяет выделить главное и установить взаимосвязь в изученном материале;
  • подготовка к терминологическому диктанту;
  • написание эссе, по просмотренным видео и аудио материалам, а также по изученной самостоятельно литературе;
  • подготовка и защита презентаций на заданные темы;
  • прочтение и обсуждение с преподавателем, как на практических занятиях, так и индивидуально, обязательной литературы по учебным курсам;
  • на практических занятиях активно используются ролевые игры, которые снимаются на видеокамеру и затем проводится анализ полученного материала. 

   

     С 20 по 26 апреля 2018 года студенты групп ГП-1-15 и ГП-1-16 приняли участие в 22 Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание» (г. Санкт-Петербург, Россия).

     21 мая 2018 г. студенты группы ГП-1-16 приняли участие в студенческой Республиканской олимпиаде по психологии, проводимой Ошским Государственным университетом, и заняли первое место в командном зачете и третье место по индивидуальному заданию (г. Ош).

 

Аспирантура

 

Подготовка научно-педагогических кадров ведется через аспирантуру университета по направлениям: "Психология развития, акмеология" - 19.00.13; "Медицинская психология" - 19.00.14; "Педагогическая психология" - 19.00.07.

 

За последние 4 года аспирантами и соискателями кафедры психологии было защищено 3 кандидатские диссертации (Сабирова Е.З., Тентимишева А.Н., Белецкая А.А.) и 1 докторская диссертация (Иванова В.П.).

 

   28 апреля 2017 года прошла защита кандидатской диссертации аспиранта кафедры Шумской Н.А. на тему: «Психологические особенности интеллектуально-компетентной личности выпускника общеобразовательной школы» (19.00.07 – «Педагогическая психология») в КГУ имени И. Арабаева.

 

 

Публикации кафедры

Монографии:

 

  1. Брудный А.А. Персонетика. – М.: Изд-во Лабиринт, 2005;
  2. Иванова В.П. Интеллектуальная технология научно-исследовательской работы. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010;
  3. Агеева И.А. Эмоционально-личностная сфера участников школьной экосистемы как фактор полисубъективного взаимодействия. - Бишкек: КРСУ, 2015.

Учебные и учебно-методические пособия.

  1. Тентимишева А.Н., Арунова А.А, Чжен И.Н. Психология и педагогика: Учебно-метод. пособ. - Бишкек, 2015;
  2. Птуха М.В., Сабирова Е.З. Типологические модели акцентуаций характера. Метод. указания по общему психологическому практикуму. - Бишкек, 2015;
  3. Агеева И.А. Беседа с пациентом (описание психического статуса больного). Метод. указания. - Бишкек, 2015;
  4. Чжен И.Н., Сабирова Е.З. Общая психология: для студентов-бакалавров. Программа государственного экзамена. - Бишкек, 2015;
  5. Давыдова Ю.А., Птуха М.В. Психология труда и организационная психология: для студентов-бакалавров. Программа государственного экзамена. - Бишкек, 2015;
  6. Давыдова Ю.А., Осадчая Л.А. Организационная психология. Программа государственного экзамена. – Бишкек, 2015.
  7. Обидина О.К. Методы нейропсихологического исследования. - Бишкек.: КРСУ, 2017.
  8.  Агеева И.А., Лысенкова И.А., Белецкая А.А., Чымырбаева А.М., Булатаева И.Х. Психологическая  защита,   Копинг-поведение , Копинг-стратегии. - Бишкек.: КРСУ, 2017. 
  9.  Арунова А. А. Методическая поддержка педагогов дополнительного профессионального образования [Текст] / Учебно-методическое пособие / Сост.: А.А. Арунова, О.В. Солошенко. - Бишкек, 2018.
  10. Арунова А. А. Руководство для методистов по программам развития детей дошколного возраста [Текст] / Учебно-методическое пособие / Сост.: А.А. Арунова, О.В. Солошенко - Бишкек, 2018.

 

 

Научные публикации.

 

  1. Davydova Y. Cross-cultural investigation into cognitive underpinnings of individual differences in early arithmetic// Developmental Science Volume 18, Issue 1, pages 165–174, January 2015;
  2. Птуха М.В. Роль генетических и средовых факторов в саморегуляции у старших подростков // ПИ РАО, 2015, Т. 3,  С. 421-423;
  3. И.А. Агеева, И.А. Влияние тревожности на состояние здоровья и успеваемость учащихся средней школы [Текст ]/И.А. Агеева, Н.М. Кадыралиев, А.М. Чымырбаева, И.Х. Булатаева  // Scientific achievements of the third millennium. Collection of scientific papers  on materials International Scientific Conference 30 April 2016 г. Part 2. – Chicago.

  4. Дорохова С.В. Переживание как психологический феномен Вестник КРСУ 2016. Том 16. №4. - С. 80-84.

  5. Чжен И.Н. Отношение к будущему ребенку на этапе планирования материнства и во время беременности. Вестник  КРСУ, Бишкек, 2016, Т.16, №8, с.159-164.

  6. Чжен И.Н. Подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к работе в инклюзивной образовательной  среде в рамках     проекта «Дошкольное образование в Кыргызской Республике». Вестник  КРСУ, Бишкек, 2016, Т.16, №8, с.154-158.

  7. Лысенкова И. А. Способности к оценке символически и несимволически выраженных количеств в дошкольном возрасте: кросс-культурный анализ // Психология индивидуальных различий: обучение и развитие: Сб. по матер. заочной научно-практич. конф. молодых ученых и специалистов. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. – С. 95-102.

  8. Давыдова Ю.А. Индивидуальные особенности невербального интеллекта в младшем школьном возрасте: кросс-культурное исследование // Психология индивидуальных различий: обучение и развитие.: Сб. по матер. заочной научно-практич. конф. молодых ученых и специалистов. — М. ; СПб.: Нестор-История, 2017. – С. 20-26. 

     

     

Участие в конференциях, симпозиумах и семинарах:

  

2015 г.

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста», г. Якутск (1-3 апреля)
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическая культура в современном российском обществе», г. Волгоград (23-24 апреля);
  • Международная конференция «Становление и развитие психологической науки в Кыргызстане», г. Бишкек, (23-24 апреля);
  • Международная конференция «Проблемы современного образования по адаптации», г. Бишкек (25 апреля);
  • Республиканская конференция «Научно-исследовательская деятельность в ВУЗах Кыргызской республики: реформирование перспективы, проблемы», г. Бишкек (28 апреля);
  • Международный семинар «Глобальное партнерство в целях образования», г. Бишкек (28 апреля);
  • Международная научно-практическая конференция «Человек в пространстве возможностей», г. Бишкек (15 мая);
  • Международный семинар «Международные и национальные механизмы защиты ребенка от насилия и жестокого обращения. Документирование фактов пыток», г. Душанбе (27 мая);
  • Юбилейная научная конференция «От истоков – к современности (130 лет организации психологического общества при Московском университете)», г. Москва (28 сентября-3 октября). 

 

2016 г.

  • Чжен И.Н. Опыт пилотирования инклюзивного образования в рамках     проекта «Дошкольное образование в Кыргызской Республике». Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика» (9-16 июня, 2016 г.), г. Орехово-Зуево, с.122- 130.
  • Давыдова Ю.А. Alexander Fenin, Irina Voronina, Irina Lysenkova, Sabirova Elena, Intelligence and Math Achievement: Cross-Cultural Study of Individual Differences and Relationship. International Society for Intelligence Research (ISIR). 17thAnnual Conference July 15–17, 2016.
  • СабироваЕ.З. International Summer School Interdisciplinary Approaches to the Study of Intelligence July 12 – 14, 2016, St Petersburg, Russia.

2017 г. 

  • Обидина О.К., Демильханова А.М., Мамбетова Р.Т. и др. Международная научно-практическая конференция «Сущность и существование: от сопряженной эволюции к радикальной психологии»  (13-14 января 2017 г.), Бишкек, АУЦА.
  • Борченко Е.С.  Международная научная конференция «Ломоносов-2017»  (10-14 апреля 2017 г.), Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Борченко Е.С.  Международная научная конференция «Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования»  (18-20 апреля 2017 г.), Санкт-Петербург, СПбГУ. 

 

2018 г.

  • Белецкая А.А. - XXV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов - 2018", (9 - 13 апреля, г. Москва).

Международное сотрудничество

В 2011 году кафедрой психологии подписан договор о научном сотрудничестве с Психологическим институтом РАО, г. Москва.
 
Также подписан договор с Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Западным государственным медицинским университетом им. И.И. Мечникова» (от 10. 02. 2015 г.).
 
Кафедра психологии имеет широкие контакты с родственными вузами, факультетами, кафедрами, Центрами и НИИ Российской Федерации: факультетом психологии МГУ; кафедрой детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской Медицинской Академии Последипломного Образования; Институтом Психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедрой дифференциальной психологии Удмуртского государственного университета.
 
В феврале 2018 года подписаны договоры:
  • ТОО "Университет Международного Бизнеса" (г. Алматы, Республика Казахстан);
  • Негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт нейрокоммуникации и психотерапии" (г. Вильнюс, Литовская Республика).