Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц     Закрыть

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Представительство Россотрудничества в КР

Университет Шанхайской организации сотрудничества

Сетевой университет СНГ

Материалы

Кафедра медицинской психологии, психиатрии и психотерапии

Нелюбова Тамара Алексеевна

Заведующий кафедрой,
кандидат медицинских наук, доцент

 

Тен Владимир Илларионович

   
Адрес:

20000, Кыргызская Республика,

г. Бишкек, ул. Байтик-Баатыра,1

Телефон/факс: (996-312) 51-48-89
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт кафедры: medpsy.krsu.edu.kg

Краткая история кафедры

 

Кафедра МППП КРСУ была основана в 1996-м году. Основателем этой кафедры является доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач КР Валерий Владимирович Соложенкин, одна из наиболее ярких фигур не только в кыргызской, но и мировой психиатрии.

  Валерием Владимировичем Соложенкиным была разработана, предложена и успешно реализована уникальная, не имеющая аналогов на всем пространстве СНГ, последовательная структурная педагогическая модель: ознакомление со сферой психического функционирования начинается с первого же курса в виде особых тренингов – групп личностного роста. Основной их целью является также помощь в адаптации первокурсников к университетскому формату функционирования за счет формирования  навыков самопознания и групповой консолидации. Непосредственно за этим начинается изучение предмета «Психологические основы врачебной деятельности». Само это название удивительно точно отражает суть изучаемой дисциплины. На протяжении двух семестров студенты получают информацию о функционировании отдельных сфер психики человека в норме. Данный блок является своеобразной пропедевтикой сферы психического функционирования.


  Особое значение для формирования медицинского мировоззрения имеет второй блок дисциплины, касающийся психологических аспектов взаимодействия в диаде врач-больной. Качество усвоения нового, необычного для студентов-медиков, материала  обеспечивается благодаря  написанному профессором Соложенкиным В.В. уникальному учебнику «Психологические основы врачебной деятельности», написанному в совершенно необычной манере психотерапевтического диалога, не имеющего аналогов до настоящего времени. Исходя из понимания того, что данная отрасль знаний является новой для преподавания в медицинских ВУЗах, учебник подкреплен руководством к проведению практических занятий, где подробно освещена методика преподавания данной дисциплины в живой и доступной для студентов непсихологического профиля форме.
 В дальнейшем на протяжении трех семестров студенты изучают предмет «Медицинская психология», также имеющий оригинальный характер и структуру: «Стрессология», играющая решающую роль в понимании сути психосоматических взаимоотношений, и «Персонология», дающая информацию об основных мировых теориях личности (Тен В.И. Введение в персонологию. - Бишкек, 2009.-111с.). Данный теоретический блок  рассматривается нами как обязательный для формирования холистического мировоззрения современного врача, вне зависимости от его непосредственной специализации.
Если предмет «Психологические основы врачебной деятельности» дает первичные представления относительно психического функционирования в норме и первичные навыки  построения диалога с пациентом, то «стрессология» заполняет конкретным содержанием психосоматические взаимосвязи. Психологические стрессоры через систему психофизиологических сдвигов приводят к изменениям в соматическом функционировании. «Персонология» дает ответ на вопрос, какие личностные особенности обусловливают стресс уязвимость индивида в соответствии с представления основных мировых психологических школ.
После усвоения студентами представлений относительно психического функционирования в норме им преподается  непосредственно медицинский блок – курс общей психопатологии как пропедевтики психиатрии, а далее – частная психиатрия, как наука о проблемах человека в сфере психического здоровья.
 Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство студентов в будущем становятся врачами интернальной медицины (включая невропатологов), завершающая часть всего блока психиатрических дисциплин включает изучение на протяжении Х-ХI семестров предмета «Психотерапия». По замыслу автора модели, Валерия Владимировича Соложенкина, корректная информация о сути и возможностях психотерапии, ее непосредственные первичные навыки являются обязательными в системе додипломной подготовки современного врача.

 В 2014 году новаторская программа Соложенкина Валерия Владимировича посмертно была отмечена ежегодной премией в сфере медицинского и фармацевтического образования России "Docendodiscimus" (Обучая, мы учимся сами) в номинации: «За комплекс учебных изданий».

 

Преподавательский состав кафедры
 

 

  • Заведующий кафедрой, доцент Тен Владимир Илларионович - к.м.н., врач-психиатр высшей категории, отличник здравоохранения
  • Доцент Нелюбова Тамара Алексеевна - к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, высшей категории, отличник здравоохранения
  • Доцент Ким Александр Станиславович - к.м.н., врач–психиатр высшей категории, клинический психолог
  • Доцент Фетисова Наталья Петровна - к.м.н., врач-психотерапевт высшей категории
  • Доцент Пантелеева Лилия Юрьевна - к.м.н., врач-психиатр
  • Доцент Сулайманова Марина Рахимджановна - к.м.н., врач-психотерапевт высшей категории
  • Старший преподаватель Давиденко Максим Валерьевич - врач-психотерапевт
  • Старший преподаватель Бадалов Андрей Аскарович - врач-психиатр
  • Старший преподаватель Клевакова Алла Владмировна - клинический психолог
  • Старший преподаватель Полетаев Владислав Валериевич - врач-психиатр
  • Старший преподаватель Попков Михаил Анатольевич - врач-психиатр
  • Старший преподаватель Сюй Марина Викторовна - врач-психотерапевт
  • Старший преподаватель Тыдыкова Жанна Николаевна - врач-психотерапевт
  • Старший преподаватель Циммер Елена Викторовна - клинический психолог
  • Преподаватель Черапкин Егор Степанович - врач-психиатр

 

Преподаваемые дисциплины

Студенты по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология» изучают медико–психологические дисциплины на кафедре в следующем объеме:

 

    I КУРС:

 

Группы личностного роста

В течение 10 занятий, составляющих этот курс, проводится множество психогимнастических упражнений, направленных на самопознание студентов, диагностику психологического климата в группе, подготовку первокурсников к напряженной учебной работе.

 

Психологические основы врачебной деятельности

Данный курс направлен на изучение психических процессов, протекающих в норме, и предназначен для формирования первоначальных представлений о психическом здоровье и навыков психологически грамотного взаимодействия с пациентом.

II КУРС:

Медицинская психология

Стрессология. Изучение этой дисциплины направлено на понимание процессов психосоматических взаимосвязей, которые являются основой для формирования целостного (холистического) врачебного мировоззрения. В рамках этого курса изучаются психофизиологические особенности личностного реагирования на стресс, механизмы адаптации к нему в контексте личностно-средового взаимодействия.

III КУРС:

Персонология (Теории личности)

Основная задача этого курса – понимание роли особенностей личности в формировании психосоматических расстройств. Изучаются наиболее известные в мире теории личности.

IV КУРС:

Основы психопатологии

Изучаются психопатологические нарушения, встречающиеся в практике врача интернального профиля: галлюцинаторные и бредовые синдромы, депрессия, тревожные расстройства и др. Лекции курса и практические занятия проводятся преимущественно с использованием клинических случаев.

 

Психиатрия

Сотрудниками кафедры в 1996 году впервые в СНГ был осуществлен переход на новую классификационную систему МКБ – 10, которая в настоящее время является наиболее используемой в мире. Учебный материал постоянно обновляется благодаря обширным связям Кыргызской Психиатрической Ассоциации с ведущими мировыми центрами клинической психиатрии и Всемирной Психиатрической Ассоциацией. Психиатрия преподается с акцентом на непосредственные практические навыки диагностики и ведения пациентов с психиатрическими расстройствами, встречающимися в практике врача-интерниста.

V-VI КУРС

Психотерапия

Обучение навыкам грамотной коммуникации с учетом психологических особенностей и характеристик собеседника и ситуации взаимодействия.

 

Последипломное образование

В клинической ординатуре по программе психиатрия и психотерапия осуществляется учебный процесс, а в аспирантуре – по специальности 14.00.18 психиатрия.

 

Сотрудники кафедры также проводят дополнительное последипломное обучение врачей в виде семинаров и тренингов:

  • Семинар для врачей общесоматической практики.
  • Семинар «Лечение тревожных расстройств».
  • Семинар «Соматизированные, тревожные и депрессивные расстройства».
  • Обучающий курс «Психиатрия в кардиологии», 12 занятий.
  • Семинар тренинг: «Проблемы дестигматизации в психиатрии» для врачей психиатров.
  • Семинар-тренинг: «Проблемы дестигматизации в психиатрии».

 

Основные направления научной деятельности

Задолго до образования кафедры МППП профессором Соложенкиным и его сотрудниками была разработана конструкция личностно–средового взаимодействия (см. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Карвасарского, С.-Пб., 2001г.). В настоящее время эта конструкция продолжает развиваться, и часть исследований, ведущихся сотрудниками кафедры, построена на уточнении отдельных ее деталей.

 

Кроме того, к основным темам научных разработок кафедры относятся:

 

  • Интеграция клинической и социальной психиатрии и интернальной медицины как новый аспект дестигматизации психических расстройств.
  • Реформирование психиатрии.
  • Клиника, диагностика и классификация аффективных расстройств.
  • Проблемы соматизации психических расстройств.

 

За годы работы кафедры МППП защищено 12 кандидатских диссертаций по специальности психиатрия.

 

Основные публикации

 

  • Соложенкин В.В. «Избранные лекции по психиатрии с элементами психотерапии».Учебное пособие, Бишкек, Издательство КРСУ., 2011, 317 стр.
  • Соложенкин В.В. «Избранные лекции по психиатрии для врачей кардиологов». Учебное пособие, Бишкек, Издательство КРСУ., 2011, 136 стр.
  • Тен В., Чубаков Т., Катков В. Основные проблемные аспекты ОКР.- Вестник КРСУ. – 2012. – 1. – С.154-158.
  • Сулайманова М., Нелюбова Т., Ким А. Комплексная модель диагностики и терапии коморбидных расстройств. Вестник КРСУ. 2012. Т.12 №4. C.135-139.
  • Зубарева М., Галако Т., Сухамбердина А. Изучение зависимости фаз феномена выгорания в зависимости от возраста у врачей-психиатров КР.- Вестник КРСУ 2012 №2 С. 47-51.
  • Ким А. Biologicalandpsychotherapeuticmodelsofofchronicacousticalhallucinationstherapyataparanoidschizophrenia, постерныйдоклад, 28th World CINP Congress, held in Stockholm from 3rd - 7th June 2012, Poster P-08-017. 54
  • Галако Т.И., Тен В. Суицидальное поведение и его превенция. Уч. Пособие. 60 стр. Бишкек, 2012
     

Кафедра расположена на базе Республиканского Центра Психического Здоровья. Все сотрудники кафедры проводят консультационную и лечебную работу, как в профильных отделениях Республиканского Центра Психического Здоровья, так и в других медицинских учреждениях г. Бишкек и республики.

 

НИРС

Студенты младших курсов занимаются преимущественно проведением экспериментально– психологических НИР по темам соответствующих программ (психология здорового и больного человека, стрессология, персонология) под руководством преподавателей и аспирантов.

 

Студенты–старшекурсники привлекаются к социальной работе в качестве волонтеров в отделениях Республиканского центра психического здоровья (РЦПЗ) под патронажем клинических ординаторов и аспирантов. В ходе этой работы студенты улучшают навыки взаимодействия с пациентами и их родственниками, а те, кто выбрал психиатрию в качестве будущей специальности, глубже узнают ее проблемы. Предусмотрено участие кружковцев в реабилитационной работе, даже с устройством на работу в качестве младшего персонала РЦПЗ. Темы НИРС подбираются с возможностью набора материала в ходе работы с пациентами и их родственниками. Результаты НИРС докладываются на конференции НСО в конце учебного года.

 

Лечебная работа

 

Международное сотрудничество

 

Международное сотрудничество проходит, прежде всего, в рамках Всемирной Психиатрической Ассоциации (ВПА), в состав которой включена Кыргызская Психиатрическая Ассоциация (КПА). Все сотрудники кафедры являются членами КПА. С помощью международных организаций (Фонд «Сорос-Кыргызстан», ВОЗ, UNISEF, USAID) усилия сотрудников кафедры направляются на деятельность в следующих направлениях:

 

  • Реформирование психиатрической помощи в сторону усиления амбулаторных и внебольничных форм помощи и реабилитации.
  • Развитие психолого-психиатрической помощи жертвам чрезвычайных ситуаций в частности на юге Кыргызстана.
  • Внедрение услуг по охране психического здоровья в практику врачей интернистов.
     

Участие в конференциях и семинарах 

 

  •  Ким А.С. Полетаев В.В. Всероссийский 4 открытый съезд представителей медицинских молодежных научных организаций . РФ, Иркутск, декабрь 2012 (доклад). Предикторы дидактики и методологии обучающего процесса (Ким А. С.). Концепция модели НСО в структуре НИРС медицинских ВУЗов (Полетаев В.В.).

 

  • Пантелеева Л.Ю. Международный Обучающий семинар Лондон, Великобритания, сентябрь 2013. Тема: Повышение потенциала по применению мониторинга и разработки стандартов в сфере предоставления услуг лицам с особыми нуждами (участник) .
  • Клевакова А.А. Международная конференция по развитию психосоциальной помощи на уровне сообщества в Кишиневе, Молдова, ноябрь, 2013. (докладчик). 
  • Пантелеева Л.Ю. Попков М.А. Международная конференция по психиатрии. Ереван, Армения, ноябрь 2013. (доклады).