Пушкинская онлайн-лекция объединила русистов Кыргызстана

В рамках декады русского языка 3 июня состоялся вебинар «Пушкин в изоляции: феномен Болдинской осени» Э.М. Афанасьевой, доктора филологических наук, главного научного сотрудника Лаборатории филологических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва). Организатором мероприятия выступил Институт русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина.

 

Пушкинская лекция объединила более 90 слушателей – учителей-русистов школ, преподавателей-филологов и студентов вузов всех регионов Кыргызской Республики. Собравшихся на образовательной онлайн-площадке педагогов поприветствовали директор Института русского языка КРСУ М.Дж. Тагаев, проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина М.А. Осадчий.

 

Свое выступление Э.М. Афанасьева начала с презентации двух аспектов отношения к творчеству великого поэта: «Пушкин – наше всё» (А. Григорьев) и «Мой Пушкин» (М. Цветаева). Первый выражает идею пушкинского наследия как культурного кода России, второй говорит о сопричастности к творчеству поэта практически каждого образованного человека. 

 

Увлекательный рассказ лектора открыл перед слушателями широкие горизонты духовных, нравственных и литературных поисков А.С. Пушкина, участники вебинара погрузились в атмосферу пушкинской эпохи.

 

Главной темой онлайн-лекции стал знаковый в жизни поэта период – осень 1830 года, когда из-за эпидемии холеры он был вынужден задержаться в своем нижегородском имении Болдино. Здесь А.С.Пушкин закончил и написал целый ряд литературных произведений: роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне», 32 лирических стихотворения и др.

 

К изучению творческого феномена Болдинской осени часто обращались исследователи прошлого столетия. Особую актуальность он приобрел весной 2020 года, в момент объявления пандемии коронавируса COVID-19.

 

Параллелизм исторических ситуаций, отметила Э.М. Афанасьева, побудил пушкинистов более глубоко прочувствовать и изучить болдинский этап биографии поэта. Эмоциональные и интеллектуальные переживания прошлого года обратили взор ученых к произведениям, созданным А.С. Пушкиным в условиях изоляции, прежде нам не знакомых и ставших неизбежной реальностью в последние полтора года.

 

Творческое сосредоточение, позволившее поэту создать в сложных условиях вынужденного затворничества множество литературных шедевров, вдохновило наших современников, ученых-пушкиноведов, использовать время карантина с максимальной творческой самоотдачей. Э.М. Афанасьева рассказала о масштабных культурно-образовательных программах, реализованных коллективом Института русского языка им. А.С. Пушкина в 2020-2021 гг.: цикле вебинаров «Пушкин и феномен русской классики», проектах «Онегинский космос. Роман А.С. Пушкина в потоке времени», «Костомаровский форум» и др.  

 

В завершение встречи педагоги-русисты выразили глубокую признательность лектору за возможность приобщения к новому пониманию творчества А.С. Пушкина, открывающему и ученому, и простому человеку жизненно важные смыслы великих пушкинских произведений. Э.М. Афанасьева тепло поблагодарила кыргызстанских коллег и пригласила к продолжению научного диалога.