Более сорока лет тому назад наш мудрец Чингиз Айтматов записал: «Образ времени и смысл его – люди. Человек концентрирует в себе приметы эпохи… Это люди новой формации и потому обладающие воистину высокими качествами: и сознательностью, и гражданским долгом, и глубокой человечностью… Общество формирует человека, но ведь есть и обратная связь. Своим отношением к труду, к идеалам, к интересам народа человек способствует формированию самого общества».
К людям, формирующим сознание современного ему общества, вполне можно отнести и Вадима Петровича Тутлиса, как говорится, «со товарищи».
Большими мыслителями, людьми высокой учености слывут эти люди в своих сообществах. Истории известно, что заслуги больших мыслителей лучше всего демонстрируются через их идеи. Но, как считают коллеги Вадима Петровича, парадокс эпохи и самого человека заключается в том, что автор идеи «не всегда способен оценить свое творчество должным образом и отнестись к нему адекватно, причем заниженные самооценки встречаются тут несравненно реже, нежели случаи явной переоценки. Вадим Петрович – из числа первых», – заметила редактор, коллега и соавтор «Избранных философских трудов» Вадима Петровича – И. Иванова.
Все современники, коллеги, друзья и даже студенты вполне согласятся с такой характеристикой. Мало того, мы все, знающие Вадима Петровича с наших юных лет, вполне можем согласиться и с другой чертой его характера – неизбывным по отношению к себе скепсисом, характерным для нас – «шестидесятников», а для Тутлиса – еще и как для любого российского интеллигента. Кстати, ему принадлежит авторство более 120 названий первых научных политологических и философских исследований: книг, курсов лекций, методических пособий, статей, программ.