Более 500 филологов из Кыргызстана, России и стран Центральной Азии стали участниками Международного форума для профессионального сообщества педагогов, преподающих русский язык за рубежом, «Русский язык и наука XXI века: проблемы, достижения, перспективы», прошедший 15-16 ноября в Кыргызско-Российском Славянском университете.
Организаторами выступили Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Мероприятие прошло в смешанном формате: часть участников присутствовали непосредственно в КРСУ в Бишкеке, часть подключились онлайн.
Выступая с приветственным словом, проректор по информации и связям с общественностью КРСУ Л. Сумароков отметил, что КРСУ и РГГУ связывают годы дружбы и тесного взаимодействия. «В следующем году, – напомнил он участникам, – будет дан старт Году русского языка в СНГ».
Проректор по учебной работе КРСУ С. Усманов подчеркнул актуальность темы форума: «КРСУ способствует сплочению русскоязычного пространства в сложной обстановке. Если не будет сотрудничества, русский язык не сможет укрепить позиции в Центральной Азии».
На открытии форума выступил профессор, директор Института русского языка им. А. Орусбаева М. Тагаев: «Вопрос сохранения и продвижения русского языка в Центральной Азии, в том числе и в Кыргызстане, завязан на проблемах образования и науки. Это язык, который позволяет молодому поколению накапливать, совершенствовать человеческий капитал, профессиональные знания. Кому нужен русский язык? Кыргызам – в первую очередь».
Российская делегация была представлена ведущими специалистами РГГУ, прибывшими в Бишкек: кандидатом исторических наук, начальником отдела стратегических проектов Ю. Филипповым; кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником Центра научного проектирования А. Котовым; доктором филологических наук, профессором кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств А. Марковым; доктором филологических наук, профессором кафедры русского языка Н. Брагиной; доктором филологических наук, профессором кафедры теоретической и прикладной лингвистики Г. Крейдлиным; доктором филологических наук, заведующим кафедрой русского языка И. Шароновым. В дистанционном формате выступили доктор филологических наук, главный научный сотрудник Учебной лаборатории социолингвистики М. Кронгауз и доктор филологических наук, директор Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий В. Заботкина.
Слушатели форума узнали о том, что происходит с языковой нормой в XXI веке, и ознакомились с когнитивными подходами к преподаванию русского языка. Участники форума размышляли о диалогическом дискурсе и современных методах его исследования. Вниманию присутствующих также были предложены доклады на темы «Русский язык тела: вербальный и невербальный аспекты», «Непереводимые терминологические новации русской гуманитарной науки».
Гости форума познакомились с эмоциональным роботом, который говорит на русском языке. Отметим, что он был собран лингвистами РГГУ и представлен в ходе выступления А. Котова на тему «Робот говорит на русском: создание средств общения для эмоциональных роботов-компаньонов». «Наш робот, – отметил докладчик, – умеет реагировать на слова и касания. Исследуя уровень эмоционального интеллекта роботов, мы можем понять психологическое и эмоциональное состояние собеседника».
16 ноября работу форума продолжил научно-методический круглый стол «Русский язык: исследование и преподавание». Его модераторами выступили директор ИРЯ КРСУ М. Тагаев и доктор филологических наук И. Шаронов.
Со стороны РГГУ поступило предложение заключить договор о расширении научного сотрудничества между вузами. Далее были рассмотрены следующие вопросы: статус русского языка в Кыргызстане как учебного предмета: родной, неродной, иностранный, принципы учебного описания русского языка, русский язык – лингва франка в Кыргызстане, его роль в научной, образовательной и профессиональных сферах. Также – функционирование русского языка в Кыргызстане, его взаимодействие с государственным языком, коллизии при взаимодействии, развитие цифровых технологий и другие.
Педагоги обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются в работе.
Ведущие специалисты России и Кыргызстана в области лингвистики – доктора филологических наук Е. Буторина и Ю. Доманский, кандидаты филологических наук И. Зверева и А. Корчинский – провели для участников мастер-классы: «Деловая речь: от термина до метафоры», «Актуальное синтетическое искусство в России: форматы бытования и особенности филологического изучения», «Современность классического романа как аналитический принцип истории (русской) литературы».