Институт русского языка им. А. Орусбаева провел значимую гуманитарную акцию под названием «Институт русского языка КРСУ – системе образования Кыргызской Республики», посвященную Году русского языка в странах СНГ. Смысл этого мероприятия в том, что школам безвозмездно переданы учебные комплексы «Русский язык нам нужен. Орус тили бизге керек» М. Тагаева, О. Симоновой, включающие также сборники диктантов и изложений по русскому языку для 5-8-х классов и для 9-11-х классов Б. Борчиевой и Г. Тагаевой. Учебник М. Тагаева, переработанный с учетом новых реалий, за долгие годы уже подтвердивший практическую ценность, был признан и в странах Содружества.
Учебники и сборники были переданы в городские отделы образования Оша, Джалал-Абада, Нарына, Каракола, Таласа.
Учебник «Русский язык нам нужен» представляет собой альтернативный курс, предназначенный для углубленного изучения русского языка как неродного на продвинутом этапе освоения. В отличие от ныне действующих школьных учебников русского языка для кыргызской школы учебный материал этой книги выстраивается на принципах системного изложения лексических основ и практической грамматики русского языка. Такая учебная подача русского языка как неродного отвечает задачам обучения русскому языку в Кыргызстане, так как актуально овладеть не только навыками устной речи и слухового восприятия, но и способностью грамотно писать, познавать мир посредством второго языка. При составлении этой книги использовались материалы учебников русского языка для шестых и седьмых классов кыргызской школы, которые были переработаны и дополнены в соответствии с целями, задачами обучения русскому языку и запросами настоящего времени. В процессе работы над книгой авторы исходили из посыла, что русский язык в Кыргызстане не иностранный и является для большинства жителей нашей республики наряду с родным благоприобретенным способом активной коммуникации и познания мира. Книга состоит из следующих основных разделов: «Лексика и фразеология», «Фонетика», «Состав слова и словообразование», «Морфология».
Учебный материал книги развертывается путем системного и последовательного изложения основ практической морфологии русского языка. Известно, что «морфология – центр «языкового пространства», а для того чтобы узнать язык, надо прежде всего понять морфологию». Изучение морфологии – не самоцель, а стремление дать учащимся знания о строении русского языка.
Материал учебника строится на следующих принципах: учет тесной связи морфологии и синтаксиса; использование русского языка как способа познания мира; погружение обучающегося в различные ситуации общения, требующие самостоятельного выбора коммуникативных решений; активизация общего лексико-фразеологического и лексико-грамматического материала на занятиях русского языка; воспитание и формирование вторичной языковой личности средствами русского языка.
Учитель вправе использовать материалы учебника выборочно – с учетом конкретных целей и задач обучения, возраста учащихся, количества часов, отводимых на изучение русского языка.
В целях закрепления учебного материала учителю целесообразно обращаться к сборникам диктантов и изложений.